Песоченская фаянсовая фабрика (ныне ЗАО «Кировский стройфарфор») была перепрофилирована из молотового горного завода владельцем Сергеем Ивановичем Мальцевым в
В
Значительно увеличились объемы производства: к
В прейскуранте фабрики на
Расширялся ассортимент посуды: кувшины, миски, салатницы, масленки, компотницы, фруктовницы, соусники, горчичницы, сухарницы, блюда круглые и вытянутые, лотки, доски сырные, конфетницы, подстаканники, судки, кружки, поддоны, приборы фруктовые, рыбные, картофельные.
Учитывая рыночную конъюнктуру, Песоченская фабрика выпускала многообразные керамические предметы для бытовых нужд: рамки фотографические, бутылки, подсвечники восьми фасонов, пепельницы, цветники с поддонами, папиросницы, визитницы, градусники, коробки, приборы умывальные и туалетные, мыльницы, вазы для цветов и зонтов, ведра, стаканы для перьев, рукомойники, чернильницы, циферблаты для настенных часов, бонбоньерки (коробки для конфет) и другие изделия.
Сильной стороной песоченского фаянса, как и всего кузнецовского фарфора и фаянса, был обильный и разнообразный декор изделий при высочайшем их качестве. В результате работы на протяжении десятилетий сотен мастеров-живописцев и отводчиков золотом определились устойчивые виды декора песоченских изделий: белый, отводка красным или золотом, ленты с золотом и без него, печать штампом по утельному черепку, пульверизаторская тень на 2-3 краски, трафарет, крытье с золотом, живописная разделка.
Живописная разделка состояла в украшении изделий различными стилизованными элементами и композициями из растительного и реже геометрического орнамента. Такой орнамент в керамическом обиходе назывался «агашки», а мастериц называли «агашечницами», «живописками», «Агафьями». Вот имена некоторых мастериц-живописцев (по документам
Мастерами художественного фаянса, которые расписывали индивидуальные, штучные изделия — медальоны, вазы, пасхальные яйца и другие — были в первой трети XX века Андриан Матвеевич Переборщиков, Михаил Иванович Снопов, Василий Алексеевич Куприанов, В.М. Лабковский. Скульптором, а в 1920-х гг. заведующим скульптурным отделением был Иван Спиридонович Бессмертнов.
Ручная живописная разделка, кроме «агашки», состояла из следующих типов: прозолоть, манер, полнутра, и отличалась друг от друга белым или цветным фоном, золотой лентой по краю изделий и другими незначительными отличиями. В первые годы XX в. на Песоченской фабрике стала применяться декольмания, т.е. наклейка на изделия живописных сдвижных картинок, что позволяло имитировать в значительных масштабах старый художественный фарфор.
В кузнецовский период в Песочне стал широко выпускаться художественный фаянс: медальоны 15 различных фасонов с лепниной, росписью и деколью, бюсты трех фасонов, камерные настольные скульптуры животных, пасхальные яйца и др., что стало заметным явлением русской художественной керамики.
В 1920-30-е гг. на фабрике было создано немало произведений агитационного фаянса — медальонов, чашек, бокалов и ваз с сюжетной живописной росписью и агитационными текстами. Предположительно, их авторами также были A.M. Переборщиков, М.И. Снопов, М.А. Александров. В ограниченных объемах, но все же продолжалось изготовление мелкой пластики, в частности, была выпущена партия камерной скульптуры – бюсты артистов (Качалов, Москвин, Мейерхольд) в шаржированном изображении Кукрыниксов.
Вторая половина XX в. на Кировском заводе стройфарфора в выпуске художественного и утилитарного фаянса и фарфора отмечена творчеством выдающегося художника-керамиста Евгения Сергеевича Никитина (1929-1992), который за сорок пять лет работы на заводеразработал форму и эскизы росписи сотен изделий. Ряд этих изделий завод производил десятилетиями, например, бочата для солений и воды, наборы для питья, салатники т.п.. Многие тысячи вещей Е.С.Никитин расписал сам в художественном авторском исполнении. Неоднократно в художественном декорировании изделий, особенно заказанных к памятным датам, он использовал приемы, отработанные в агитационном фарфоре, — тексты и даты, сложные сюжетные композиции, насыщенное цветовое звучание и др..
В 1990-е гг. в серийное производство были внедрены новые образцы изделий, разработанных художниками производственно-коммерческой фирмы «Фарфор» О.И. Лукашевой, С.П. Кадышкиной, Е.Н. Чуриловым, а также директором фирмы В.К. Иванюхиным и гипсомоделыциками Е.Е. Ермиловым и С. Воскресенским. Это различные фасоны ваз для цветов, цветники, графины, кувшины, наборы питьевые, бульонницы, блюда, набор для заливного, а также скульптуры «Глухарь» (настольная) и «Собаки бассет и ризеншнауцер» (настольные), подсвечники и сувениры-скульптуры малых форм. Ежегодно указанными мастерами, а также художниками Андреем Махровым, Еленой Бурносовой, Мариной Степичевой, Надеждой Доносовой, Ольгой Горош, Юлией Драницыной расписываются пейзажными и сюжетными композициями многие десятки напольных и настольных ваз, имеющих повышенный спрос на художественном рынке России.
Особо следует отметить производство знаменитых изящных сухарниц четырех фасонов, изготавливаемых вручную мастерицами-плетельщицами, чье мастерство передается из поколения в поколение вот уже более столетия. Традиционно выпускаемые в трех разделах — живописной, золото с кобальтом, золото с белым — эти изделия убедительно свидетельствуют как о глубоких традициях художественности и высокого вкуса, так и о преемственности навыков ремесла в художественном кировском промысле.
С созданием в октябре
ПКФ «Фарфор» имеет статус предприятия народных художественных промыслов, присвоенный ему решением художественно-экспертного совета при администрации Калужской области 13 июля
За полтора века производства на Кировском заводе стройфарфора (до 1936 года — Песоченская фаянсовая фабрика) изделий художественного и утилированного фарфора и фаянса, возникла и постоянно развивается устойчивая традиция в выработке новых форм на основе использования достижений художественной отечественной керамики, а также выработаны и совершенствуются определенные виды декорирования изделий, что позволяет отнести производство художественного и бытового (посудного) фарфора фирмой «Фарфор» ЗАО «Кировский стройфарфор» к народному художественному промыслу, имеющему живительные корни и динамично развивающемуся в современных условиях. При количестве работников в 120 человек, фирма в
Вместе с тем, сохранившиеся в коллекциях Кировского историко-краеведческого и других музеев, предметы песоченского фарфора (фаянса) XIX—XX вв. представляют собой интересные памятники русской художественной керамики и в этом качестве составляют самостоятельный раздел историко-культурного наследия Песоченского (Кировского) края. Что касается перспектив развития художественного промысла, то они весьма радужны: спрос на кировские фарфоровые изделия устойчив, склады фирмы и товар распределяется по заказам на несколько месяцев вперед. Однако для того, чтобы предприятию не числиться, а быть действующим народным промыслом, необходимо в год запускать в серийное производство хотя бы 5-7 новых форм изделий. А так как этой работой — разработкой новых изделий и производством опытных образцов — занимаются по преимуществу указанные выше художники, полностью загруженные росписью сюжетных и пейзажных композиций на вазах и других изделиях, то по этой и ряду других причин обновление и расширение товарного ассортимента в фирме идет очень медленно, не поспевая за изменчивыми вкусами покупателей.
Вместе с тем, насущными являются художественные поиски не только новых форм, но и новых образцов декора, увеличение сюжетного разнообразия орнаментальных элементов и композиций, создание мелкосерийных изделий с тематической росписью. Да и в целом, принятие фирмой «Фарфор» на себя звания преемника традиций кузнецовского фарфора налагает на современных производителей обязательство повышать «планку» художественности и творчески использовать достижения художников-керамистов советского времени, в первую очередь, Е.С. Никитина.

1919-1927гг. Трест «Государственные Малцовские заводы»

1927-1935гг. Кировский фаянсовый завод.

ООО «ПКФ ФАРФОР»

1885-1894гг.

1894-1899гг. Герб России. Акционерное общество.

1894-1899гг. Герб России. Акционерное общество.
1899-1919гг. Клеймо М.С. Кузнецова

1860-1880е гг. Герб С.И. Мальцова

1870-1880е гг. Герб С.И. Мальцова

1875-1895 гг. Герб С.И. Мальцова