Орловский Александр Осипович
(1777—1832)

Мастерство замечательного рисовальщика и живописца Александра Осиповича Орловского сформировалось на его родине — в Польше. Именно там талантливого юношу из зажиточной семьи, проживавшей в небольшом польском городке, заметила чета князей Чарторижских, богатых людей и известных меценатов. Александр Орловский был определен в обучение к придворному живописцу княжеского двора.
В 1802 году Александр Орловский прибывает в Петербург с тем, чтобы избрать его постоянным местом жительства. К этому времени он сделал множество зарисовок жизни поляков, в том числе эскизов, посвященных событиям недавнего польского восстания, непосредственным участником которого был молодой художник.

Несмотря на это, в Петербурге А.О. Орловский пользуется благосклонностью царского двора. Особенно близок он к семье великого князя Константина Павловича. От того и дела у А. Орловского идут неплохо. Известность приносят ему замечательные акварели, быстро выполняемые художником. Одним из первых в России он обращается к технике литографии, создавая замечательные образцы этого вида изобразительного искусства. Увлекается и живописью. За картину «Ночной бивуак казаков» (1809) А.О. Орловскому присваивают звание академика. Он пишет жизнь Петербурга и его окрестностей, привозит из частых путешествий зарисовки быта России провинциальной.

Прожил А.О. Орловский сравнительно недолго, но жизнь его была насыщена работой, любопытными путешествиями, знакомством со многими представителями русского искусства, среди которых — И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, наконец, А.С. Пушкин, призывавший в одном из своих стихотворений:

Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!


А. О. Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских.

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.).

В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича.

Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.

Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени.

После создания картины "Бивуак казаков" (1809) его удостоили звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии". Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.

Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга - разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.

В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: "Бега на Неве", "Лихач" и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки "Привал арестантов", "Нищие крестьяне у кареты" (оба 1815) и др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-26, и др.). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи "Соединенные друзья", а также ложи "Палестина", запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.

Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.

Орловский Александр Осипович

У нас можно продать картину художника Орловский Александр Осипович или других авторов

А также заказать экпертную оценку картины онлайн удобным для вас способом:

Оценить картину