Ческий Иван Васильевич
- Продать анитквариат по выгоднй цене
- Художники
- Ческий Иван Васильевич
Ческий Иван Васильевич (1776-1813)
Творческие судьбы братьев Ческих, известных русских граверов, во многом совпадают. Выходцы из крестьянской семьи, они в 1793 г. попадают "по высочайшему повелению" в Петербургскую АХ, где обучаются гравировальному искусству у И. С. Клаубера.
После организации в 1799 г. граверно-ландшафтного класса их переводят туда в качестве граверов. Здесь под руководством Сем. Ф. Щедрина вместе с другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И. Д. Телегиным) они работают над серией видов Петербурга и загородных дворцов.
В 1800 г. братья Ческие получают звания назначенных: Козьма - за гравюру "Вид эскадры Черноморского флота", Иван - за "Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада".
В 1803 г. братья оставляют граверно-ландшафтный класс, не порывая, однако, связей с АХ.
Сравнительно небольшое по объему наследие старшего из братьев, Козьмы Ческого, отличается высокими достоинствами и тематическим разнообразием. Он работал в классической технике резцовой гравюры на меди и акватинты. В 1811 г. им были выполнены гравюры к атласу путешествий И. Ф. Крузенштерна, за которые художник получил звание академика. Вслед за ними мастер награвировал 8 иллюстраций к атласу другого известного путешественника - Г. А. Сарычева, который в 1780-90-х гг. исследовал побережье Северо-Восточной Сибири и Алеутские острова. Помимо этого, Козьма Ческий переводил в гравюру живописные портреты (например, графа М. А. Милорадовича, 1800-е), сельские и городские пейзажи ("Вид Александровской площади в городе Полтаве", 1808, с оригинала Ф. Я. Алексеева).
Однако лучшими среди его работ, несомненно, являются гравированные романтические виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина ("Вид башни Пиль в Павловском парке", 1803, и др.). К сожалению, жизнь художника оборвалась в самом расцвете, и он не успел в полной мере реализовать свой талант.
Наследие Ивана Ческого составляют около 150 гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи (городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре. Наиболее известными, несомненно, являются большие по размерам виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина, относящиеся к серии работ, связанных с деятельностью граверно-ландшафтного класса: "Вид Каскада близ Шале в саду города Павловска", "Вид крепости города Павловска со стороны озера", "Вид Храма дружбы с Каскадом близ Шале в саду города Павловска" (все 1801-03) и др.
Совместно с А. Ф. Березниковым и В. Ивановым Иван Ческий награвировал серию "Виды села Надеждина" (1800-е, с оригиналов В. Причетникова). В отличие от серии знаменитых пригородов Петербурга, носящей представительный, торжественный характер, виды Надеждина, имения князя А. Б. Куракина, более свободны, интимны, лиричны. Это вполне согласуется с эстетикой сентиментализма - направления, утвердившегося в русской культуре последнего десятилетия XVIII в. Вообще в творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской истории и культуры.
Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век русской литературы - все это отражено в его гравюрах. Александру I, государю-строителю ампирного Петербурга, посвящен значительный по размерам "Вид Биржи с Большой Невы" (с рисунка М. Ша-тошникова). Царь-победитель и слава русской армии стали темой другой гравюры Ивана Ческого - "Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года". Художник награвировал также ряд портретов своих современников - героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др. Героико-романтический период русской истории завершился со смертью Александра I.
Иван Ческий обращается к последним дням жизни русского императора, награвировав лист "Последние минуты пребывания императора Александра в Санкт-Петербурге", изображающий царя перед поездкой в Таганрог.
Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с пе чатными книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А, Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по оригиналам разных художников.
Особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам "Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова" (1817), "Идиллии Владимира Панаева" (1820), "Проза и стихи В. Филимонова" (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому "Евгению Онегину", помещенные в "Невском альманахе" за 1829 г.; с оригиналов А. П. Брюллова - иллюстрации к поэме "Домик в Коломне" (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Лажечникова.
Им награвировано множество титульных листов для альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха "Северные цветы", издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди, именно книга на некоторое время стала для нее относительно надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра еще долго сохраняла свои позиции.
Ческий Иван Васильевич
Творческие судьбы братьев Ческих, известных русских граверов, во многом совпадают. Выходцы из крестьянской семьи, они в 1793 г. попадают "по высочайшему повелению" в Петербургскую АХ, где обучаются гравировальному искусству у И. С. Клаубера.
После организации в 1799 г. граверно-ландшафтного класса их переводят туда в качестве граверов. Здесь под руководством Сем. Ф. Щедрина вместе с другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И. Д. Телегиным) они работают над серией видов Петербурга и загородных дворцов.
В 1800 г. братья Ческие получают звания назначенных: Козьма - за гравюру "Вид эскадры Черноморского флота", Иван - за "Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада".
В 1803 г. братья оставляют граверно-ландшафтный класс, не порывая, однако, связей с АХ.
Сравнительно небольшое по объему наследие старшего из братьев, Козьмы Ческого, отличается высокими достоинствами и тематическим разнообразием. Он работал в классической технике резцовой гравюры на меди и акватинты. В 1811 г. им были выполнены гравюры к атласу путешествий И. Ф. Крузенштерна, за которые художник получил звание академика. Вслед за ними мастер награвировал 8 иллюстраций к атласу другого известного путешественника - Г. А. Сарычева, который в 1780-90-х гг. исследовал побережье Северо-Восточной Сибири и Алеутские острова. Помимо этого, Козьма Ческий переводил в гравюру живописные портреты (например, графа М. А. Милорадовича, 1800-е), сельские и городские пейзажи ("Вид Александровской площади в городе Полтаве", 1808, с оригинала Ф. Я. Алексеева).
Однако лучшими среди его работ, несомненно, являются гравированные романтические виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина ("Вид башни Пиль в Павловском парке", 1803, и др.). К сожалению, жизнь художника оборвалась в самом расцвете, и он не успел в полной мере реализовать свой талант.
Наследие Ивана Ческого составляют около 150 гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи (городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре. Наиболее известными, несомненно, являются большие по размерам виды загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина, относящиеся к серии работ, связанных с деятельностью граверно-ландшафтного класса: "Вид Каскада близ Шале в саду города Павловска", "Вид крепости города Павловска со стороны озера", "Вид Храма дружбы с Каскадом близ Шале в саду города Павловска" (все 1801-03) и др.
Совместно с А. Ф. Березниковым и В. Ивановым Иван Ческий награвировал серию "Виды села Надеждина" (1800-е, с оригиналов В. Причетникова). В отличие от серии знаменитых пригородов Петербурга, носящей представительный, торжественный характер, виды Надеждина, имения князя А. Б. Куракина, более свободны, интимны, лиричны. Это вполне согласуется с эстетикой сентиментализма - направления, утвердившегося в русской культуре последнего десятилетия XVIII в. Вообще в творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской истории и культуры.
Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век русской литературы - все это отражено в его гравюрах. Александру I, государю-строителю ампирного Петербурга, посвящен значительный по размерам "Вид Биржи с Большой Невы" (с рисунка М. Ша-тошникова). Царь-победитель и слава русской армии стали темой другой гравюры Ивана Ческого - "Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года". Художник награвировал также ряд портретов своих современников - героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др. Героико-романтический период русской истории завершился со смертью Александра I.
Иван Ческий обращается к последним дням жизни русского императора, награвировав лист "Последние минуты пребывания императора Александра в Санкт-Петербурге", изображающий царя перед поездкой в Таганрог.
Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с пе чатными книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А, Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по оригиналам разных художников.
Особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам "Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова" (1817), "Идиллии Владимира Панаева" (1820), "Проза и стихи В. Филимонова" (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому "Евгению Онегину", помещенные в "Невском альманахе" за 1829 г.; с оригиналов А. П. Брюллова - иллюстрации к поэме "Домик в Коломне" (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Лажечникова.
Им награвировано множество титульных листов для альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха "Северные цветы", издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди, именно книга на некоторое время стала для нее относительно надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра еще долго сохраняла свои позиции.
Ческий Иван Васильевич
У нас можно продать картину художника Ческий Иван Васильевич или других авторов
А также заказать экпертную оценку картины онлайн удобным для вас способом: